Индивидуальная реабилитационная программа для детей с расстройствами развития речи
Что представляет собой базовый комплекс услуг?
- Для диагностики речевых расстройств реабилитация начинается с первичной консультации врача — психиатра-нарколога.
- После проведения консультации, оценить общее функциональное состояние головного мозга с учётом индивидуальных особенностей ребенка, выявить наличие и характер нарушений в работе головного мозга, определить локальные и очаговые повреждения и в ряде случаев установить их природу позволяет электроэнцефалография с функциональными пробами (фотостимуляцией, гипервентиляцией, фоностимуляцией).
- Повторная консультация врача — психиатра-нарколога. На основании результатов ЭЭГ он определяет дальнейшие индивидуальные методики восстановления и направляет на необходимые процедуры (для предоставления в последующем врачу-терапевту 1 категории направляет на сдачу анализов: ЭКГ, флюорографию, отоларинголог).
- Ребенок может пройти сеансы баротерапии. Для исключения противопоказаний для проведения сеансов гипербарической оксигенации (баротерапии) обязательна консультация врача-терапевта 1 категории. С помощью кислородотерапии можно повысить функциональные резервы головного мозга. Кроме этого может начаться ангионеогенез (рост новых сосудов), и в систему кровообращения включатся «дремлющие» сосуды и начнут активно питать все отделы головного мозга. Особенно эта процедура показана детям, перенесшим внутриутробную гипоксию, у детей улучшается процесс понимания речи и запоминания, лучше воспринимается новая информация, ребенок начинает лучше говорить.
- Для стимулирования нервных клеток в пострадавших участках мозга, их активации и включению в процесс обеспечения речи и высших психических функций проводится транскраниальная магнитная стимуляция лечебной центральной нервной систем. ТМС воздействует на необходимую область мозга, магнитные импульсы могут быть направлены на локальный очаг повреждения или зону, требующую активации или снижения активности.
Данный метод используется при:
- задержке речевого развития
- синдроме дефицита внимания с гиперактивностью
- аутизме
- спастичности при детском церебральном параличе
- мигренях
- депрессиях
- при некоторых формах эпилепсии и проч
В результате проведения ТМС дети могут начать говорить, лучше учиться в школе, у них может улучшиться социальная активность, внимание, память и навыки самообслуживания. Для исключения противопоказаний для проведения процедуры ТМС необходима консультация врача — психиатра-нарколога 2 категории (специалист, проводящий процедуру ТМС).
При необходимости прохождения иных услуг, врач направляет на процедуры дополнительного комплекса услуг.
Кроме медикаментозного лечения, врач-психиатр имеет возможность назначить физиотерапию для стимуляции мышц и речевых зон:
- Амплипульстерапия
- Гальванизация общая, местная
- Дарсонвализация
- Транскраниальная микрополяризация
У многих детей нарушены функции определенных структур головного мозга и мозжечка, на которые достаточно сложно, а часто просто невозможно воздействовать медикаментозно. Метод ТКМП позволяет воздействовать локально именно на те структуры головного мозга, функции которых нарушены.
Постоянный электрический ток минимальной силы способствует улучшению работы нейронов и созданию между ними новых связей.
Перечень заболеваний, при которых применяется методика:
- детский церебральный паралич (ДЦП)
- расстройство аутистического спектра (РАС)
- эпилепсия
- моторная/сенсорная алалия
- тики
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- астеноневротический синдром и многие другие расстройства
Также в дополнительный комплекс входят:
- Консультация врача-рефлексотерапевта
- Лазеропунктура
- Сеанс гипербарической оксигенации (ГБО)
- Транскраниальная магнитная стимуляция лечебной центральной нервной системы
- Консультация психолога
- Электроэнцефалография с функциональными пробами (фотостимуляцией, гипервентиляцией, фоностимуляцией)
- Повторная (заключительная) консультация врача — психиатра-нарколога
Важное реабилитационное значение имеет психологическая коррекция нарушений развития. В настоящее время на базе диспансерного отделения открыта комната социальной реинтеграции (сенсорная комната):
- сухой бассейн
- модуль для рисования песком
- колонка-аквариум
- сенсорная панель фиброоптическое оптоволокно
- звездное небо, массажное кресло и многое другое
Это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
«В каждом конкретном случае лечение индивидуальное, и, что особенно важно, комплексное» — заведующий диспансерным психонаркологическим отделением (для детей). Правильно подобранная реабилитация — основа быстрого восстановления.